Мкртчян Наталья Александровна
опыт работы по теме «Игра-драматизация – как средство формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста».Содержание:
1. Введение. 2. Подбор произведений для обыгрывания. 3. Система организации игр-драматизаций. 4. Тематическое планирование игр-драматизаций. 5. Заключение. Введение. В дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций. Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения и является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения. Для организации целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста нами был разработан тематический план, целью которого является формирование нравственных ценностей средством игр – драматизаций. Данный план содержит пять блоков, основанных на литературных произведениях, отобранных нами для игр-драматизаций и способствующих формированию таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, сострадание, справедливость, сочувствие. Подбор произведений для обыгрывания. Был произведён отбор художественных произведений, являющихся содержанием игры – драматизации, на основе следующих критериев: - соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей; - доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника; - сюжетность, динамичность литературных текстов; - способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях; - способность вызывать чувственные переживания у детей, способствующие формированию нравственных качеств. Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся русские народные сказки: - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; - «Кот, петух и лиса»; - «Теремок»; - «Заюшкина избушка»; - «Айболит» (К.Чуковский); - английская народная сказка «Три поросенка». Был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением [рис. 1]
Алгоритм ознакомления с художественным произведением Рис. 1. Алгоритм ознакомления с художественной литературой детей 6-7 лет. В процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой нами широко использовалась книжная выставка. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок. Проводились небольшие занятия, главной целью которых было: - воспитывать у детей потребность рассматривать книгу и иллюстрации; - расширять словарь детей устаревшими словами; - активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т.д; - способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества. В ходе проведения занятий мы реализовали следующие этапы: 1) рассматривание книг, знакомство с автором (если есть); 2) словарная работа (работа с незнакомыми словами); 3) рассматривание иллюстраций в книге; 4) работа с книжной выставкой, отыскивание названных произведений в небольших сборниках; 5) беседа, направленная на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности. Система организации игр-драматизаций. В соответствии с тематическим планом нами была разработана поэтапная система организации игр – драматизаций [рис.3]
V IV III II I Рис.3. Поэтапная система организации игр-драматизаций с детьми 6-7 лет Подготовительная работа к игре – драматизации включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание атрибутов. Опытная работа по формированию нравственных ценностей с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами блочно-тематическим планированием. Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты из сыгранных спектаклей и др. В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра: - театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой); - театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок); - настольный театр; - театр масок ; - пальчиковый театр и др. Были организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра. В зоне театральной деятельности находились также: - ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля); - маски; - костюмы для ряженья; - музыкальные инструменты - театральные куклы. Работа в каждом блоке включала в себя: - создание развивающей среды для игр – драматизаций; - чтение художественной литературы; - непосредственно игра – драматизация.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР - ДРАМАТИЗАЦИЙ
Блок 1. Игра-драматизация «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) Цель: Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадания; воспитывать желание помогать попавшим в беду.
Продолжение таблицы 2.
Блок 2. Игра –драматизация «Теремок» (русская народная сказка) Цель: Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание об оказании помощи. Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.
Блок 3. Игра-драматизация «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка) Цель: Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сострадание, умение сопереживать, способствовать возникновению желания оказывать помощь попавшим в беду.
Блок 4. Игра-драматизация «Три поросёнка» (английская народная сказка) Цель: Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться. Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.
Блок 5. Игра- драматизация «Айболит» (К.И.Чуковский) Цель: Воспитывать у детей сострадание, доброту, чувство ответственности, желание заботиться о тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям.
Заключение. Таким образом, наша опытная работа доказала, что процесс формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее при систематическом включении игр – драматизаций в целостный педагогический процесс. Значительным при этом является отбор художественных произведений для их обыгрывания с позиций нравственной сути поступков героев. Кроме того, отмечаем в аспекте исполнения игр – драматизаций творчеством, проявляющимся вербальных и невербальных способах передачи образов литературных персонажей. Включение игр – драматизаций по разработанному тематическому плану в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных ценностей у старших дошкольников.
9 февраля 2016 в 11:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.