Мкртчян Наталья Александровна

опыт работы по теме «Игра-драматизация – как средство формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста».

 Содержание:

 

1. Введение.

2. Подбор произведений для обыгрывания.

3. Система организации игр-драматизаций.

4. Тематическое планирование игр-драматизаций.

5. Заключение.

Введение. В дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций.

Являясь разновидностью творческой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия художественного произведения и  является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения. Для организации целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста нами был разработан тематический план, целью которого является формирование нравственных ценностей средством игр – драматизаций.

Данный план содержит пять блоков, основанных на литературных произведениях, отобранных нами для игр-драматизаций и способствующих формированию таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, сострадание, справедливость, сочувствие.

Подбор произведений для обыгрывания. Был произведён  отбор художественных произведений,  являющихся содержанием  игры – драматизации, на основе следующих критериев:

- соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей;

- доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;

- сюжетность, динамичность литературных текстов;

- способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях;

- способность вызывать чувственные переживания у детей, способствующие формированию нравственных качеств.

Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми.

К ним относятся русские народные сказки:

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

- «Кот, петух и лиса»;

-  «Теремок»;

- «Заюшкина избушка»;

- «Айболит» (К.Чуковский);

-  английская народная сказка «Три поросенка».

Был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением [рис. 1]

 

 

 

 

 

 

Алгоритм ознакомления с художественным произведением

Рис. 1. Алгоритм ознакомления с художественной литературой  детей 6-7 лет.

В процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой нами широко использовалась книжная выставка. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок.

Проводились небольшие занятия, главной целью которых было:

- воспитывать у детей потребность рассматривать книгу и иллюстрации;

- расширять словарь детей устаревшими словами;

- активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т.д;

- способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.

В ходе проведения занятий мы реализовали следующие этапы:

1) рассматривание книг, знакомство с автором (если есть);

2)  словарная работа (работа с незнакомыми словами);

3)  рассматривание иллюстраций в книге;

4)  работа с книжной выставкой, отыскивание названных произведений в небольших сборниках;

5)  беседа, направленная на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.

Система организации игр-драматизаций. В соответствии с тематическим планом нами была разработана  поэтапная система организации игр – драматизаций [рис.3]

 

V

IV

III

II

Рис.3. Поэтапная система организации игр-драматизаций с детьми 6-7 лет

Подготовительная работа к игре – драматизации  включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание атрибутов.

Опытная работа по формированию нравственных ценностей с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами блочно-тематическим планированием.  Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты из сыгранных спектаклей и др.

В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:

- театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);

-  театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок);

-  настольный театр;

- театр масок ;

- пальчиковый театр и др.

Были организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.

В зоне театральной деятельности находились также:

-  ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля);

- маски;

-  костюмы для ряженья;

-  музыкальные инструменты

- театральные куклы.

Работа в каждом блоке включала в себя:

-  создание развивающей среды для игр – драматизаций;

-  чтение художественной литературы;

 -  непосредственно игра – драматизация.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ИГР - ДРАМАТИЗАЦИЙ

 

Блок 1. Игра-драматизация «Заюшкина избушка» (русская народная сказка)

Цель: Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадания; воспитывать желание помогать попавшим в беду.

Создание атрибутов и развивающей среды

Чтение художественной литературы

Подготовка к драматизации

-  маски героев;

 - декорации домиков, леса.

Выразительное чтение;

 пересказ по ролям;

 инсценировка сказки;

 рисование на тему «Лиса под окошком».

1.Разыгрывание этюдов «Лиса просит зайчика пустить её к себе», «Собачка помогает зайчику», «Медведь помогает зайчику» «Петушок помогает зайчику».

2.Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь).

 3.Установка декораций (деревья, дом).

4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью).

Продолжение таблицы 2.

 

Блок 2. Игра –драматизация «Теремок» (русская народная сказка)

Цель:  Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание об оказании

помощи. Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.

Создание атрибутов и развивающей среды

Чтение художественной литературы

Подготовка к драматизации

Изготовление атрибутов: -декорации теремка и леса;

- маски героев сказки мышки, лягушки, зайца, петуха, лисы, медведя.

Выразительное чтение;

 пересказ по ролям;

 инсценировка сказки;

 лепка героев сказки.

1.Разыгрывание этюдов «Как лягушка прыгает»,  «Как медведь идет к теремку».

2.Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь).

 3.Установление декораций (деревья, теремок).

4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью): - к теремку подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»; - приходит медведь и ломает теремок; дети строят новый .

Блок 3. Игра-драматизация «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка)

Цель:  Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, сострадание, умение  сопереживать, способствовать возникновению желания оказывать помощь попавшим в беду.

Создание атрибутов и развивающей среды

Чтение художественной литературы

Подготовка к драматизации

Изготовление атрибутов: 

 - декорации, домика петуха и кота, домика лисы;

-  маски кота, петуха и лисы.

Выразительное чтение;

 пересказ по ролям;

 инсценировка сказки.

Рисование на тему «Как котик спасает петушка».

1.  Игры – упражнения «Позови петушка», «Позови котика - братика». 2.Распределение ролей ( петух, кот, лиса). 3.Установка  декораций (деревья, домик лисы, домик кота и петуха). 4. Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью):  

- кот уходит в лес за дровами и наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие;

 - появляется лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»;

 - петушок выглядывает в окошко и лиса его забирает в лес;

 - петушок кричит: «Несет меня лиса за темные леса…»;

 - кот бежит в погоню и отнимает петушка;

 - история повторяется;

 - кот играет на гуслях возле лисьего дома;

 - лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает

 

Блок 4. Игра-драматизация «Три поросёнка» (английская  народная сказка)

Цель: Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться. Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.

Создание атрибутов и развивающей среды

Чтение художественной литературы

Подготовка к драматизации

Изготовление атрибутов: 

 - декорации домики поросят;

-  маски поросят, волка.

Выразительное чтение;

 пересказ по ролям;

 инсценировка сказки.

Аппликация на тему «Три поросенка».

1.Этюд: «Поросята строят домик».

2.Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф);

 3.Установка декораций (домики, деревья);

 разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);

 - дети имитируют строительство домиков и поют песню: «Нам не страшен серый волк»;

 - появляется волк и ломает домики двух поросят;

 -поросята бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка;

- волк проникает в домик через дверь, а на него выливается ведро воды и он убегает. Поросята снова весело танцуют на полянке.

 

 

 

Блок 5. Игра- драматизация  «Айболит» (К.И.Чуковский)

Цель:  Воспитывать у детей сострадание, доброту,  чувство ответственности, желание заботиться о тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям.

Создание атрибутов и развивающей среды

Чтение художественной литературы

Подготовка  к  драматизации

Изготовление атрибутов: 

- маски героев;

 - декорации дерева.

Выразительное чтение.

 Пересказ по ролям.

 Инсценировка сказки.

Рисование героев сказки по выбору детей

1. Игра – беседа «С Айболитом»;

 игра – импровизация «Вылечи друга».

2.Распределение ролей (Айболит, барбос, лиса, зайчиха);

3. Установка  декораций (дерево);

 4.Разыгрывание сюжета произведения (появляются герои произведения и произносят слова в соответствии с ролью);

 - к Айболиту подходят животные и просят вылечить их и своих детенышей.

 

 

Заключение.

Таким образом, наша опытная работа доказала, что процесс формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться   эффективнее  при систематическом включении  игр –

драматизаций в целостный педагогический процесс. Значительным при этом является отбор художественных произведений для их обыгрывания с позиций нравственной сути поступков героев. Кроме того, отмечаем в аспекте исполнения игр – драматизаций творчеством, проявляющимся вербальных и невербальных способах передачи образов литературных персонажей.

Включение игр – драматизаций по разработанному  тематическому плану в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных ценностей у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 февраля 2016 в 11:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.